Культура

Культура / Изобразительное искусство / Инсталляции /

Как посмотреть на себя из будущего

06 сентября 2012 года, 13:48 | Текст: Дмитрий Целиков | Послушать эту новость

В сентябре 1940 года четыре подростка и собака наткнулись на пещеру, стены которой были украшены чудесными и очень древними картинами. Что побудило обитателей знаменитой ныне пещеры Ласко заняться изобразительным искусством, остаётся загадкой. Некоторые полагают, что это было послание в будущее.

Если бы мы могли оставить подобный подарок грядущим цивилизациям, что это было бы и где это стоило бы спрятать? Свой ответ предлагает американский художник и астроном-любитель Тревор Пэглен.

Диск с изображениями действительно полетит в космос!
Диск с изображениями действительно полетит в космос!

Его очаровала мысль о том, что на высоте 36 тыс. км спутники не испытывают никакого сопротивления атмосферы и теоретически могут болтаться там вечно. Выходит, это самая долговечная вещь, которую сегодня может смастерить человечество.

Спутники, по словам г-на Пэглена, уже сами по себе хорошие рассказчики о своих создателях: о том, что мы осваиваем космос и ищем разгадку самых сокровенных тайн Вселенной, и о том, что те же самые знания и технологии помогают нам уничтожать самих себя и свою планету.

«Последние картины» — так называется альбом г-на Пэглена, в котором он предлагает свой вариант современной пещеры Ласко: сотня старых фотографий на тему парадоксов человеческого естества.

Художник работал, консультируясь с учёными и мыслителями. Например, биолог Игнасио Чапела из Калифорнийского университета в Беркли (США) посоветовал ему отказаться от использования в качестве символа жизни чрезмерно упрощённой двойной спирали ДНК в пользу листвы. Этот образ отсылает к рассказу Чарльза Дарвина об отцовском доме, стены которого были покрыты вьющимися растениями. Причудливость изгибов и просветов заставила будущего натуралиста задуматься о сложности жизни.

В целом складывается ощущение, что художник стремится предупредить человечество. «Со всеми этими недавними марсоходами возникло ощущение праздника, но в некотором смысле нашу книгу можно рассматривать как просьбу повременить с торжествами», — отмечает Нато Томпсон, куратор проекта от нью-йоркской организации Creative Time, которая поручила художнику эту работу.

Таким образом, «Последние картины» предназначены не столько потомкам, сколько нам сегодняшним. Меняется лишь точка зрения, с которой мы смотрим на себя, — словно из далёкого будущего, как на пещерных людей.

Кстати, спутник с этими изображениями (Echostar XVI) и впрямь будет запущен в конце года. Картины размером пять на пять дюймов (12,7 см) выгравированы на сверхпрочном диске, материал которого специально для этого проекта разработали специалисты Массачусетского технологического института (США).

Японский тайфун начала прошлого века символизирует в представлении Тревора Пэглена хрупкость цивилизации и мощь природы.
Японский тайфун начала прошлого века символизирует в представлении Тревора Пэглена хрупкость цивилизации и мощь природы.

Греческие и армянские беженцы-сироты из Турции впервые увидели море. Произошло это близ Марафона в годы Первой Мировой войны. Надо заметить, что г-н Пэглен не хотел включать сюда фотографии людей, но разве можно было без этого обойтись?

Восход Земли был сфотографирован Уильямом Андерсом в 1968 году с поверхности Луны. Г-н Пэглен положил снимок набок и сделал чёрно-белым, а мы не смогли.

Конструируя стенд США на Московской всемирной выставке 1959 года, Чарльз и Рэй Имз хотели показать, насколько большое место в нашей жизни заняло изображение: на семи экранах попеременно мелькало свыше двух тысяч фотографий.

Мексиканские мигранты, пересекающие границу с США и замеченные беспилотником Predator. Просто напоминание о том, насколько зловещими могут быть передовые технологии и насколько ничтожны наши с вами жизни в глазах политиканов.

Подготовлено по материалам NewScientist.

Каждый день слушайте итоговый подкаст Свободного Радио «Компьюлента»!
blog comments powered by Disqus

Последние новости по теме "Инсталляции":