15 февраля 2012 года, 10:50 |
Текст: Дмитрий Целиков
Синие фуллерены плавают взад и вперёд на 15-метровом чёрном экране, словно фантастические мыльные пузыри. Зритель делает резкий шаг, и его тень заставляет бакиболы метаться в бешеном исступлении. Зритель осторожно поднимает руку — и его проекция слегка подталкивает один из них.
Работа под названием Zero@wavefunction стала частью выставки Morphonano, проходящей в Центре искусства и техники Калифорнийского университета в Ирвайне (США). Её авторы — художник Виктория Весна и специалист по нанотехнологиям Джеймс Гимзевски. Интерактивная инсталляция имитирует манипулирование молекулами, как будто уменьшая человека до наноразмеров.
Посетителю стоит завернуть за угол, подойти к работе Kaleidoscope и понять, что всё время, пока он играл с фуллеренами, его снимали на камеру. Куда бы вы ни повернули голову, вы видите бесконечные отражения себя на гранях бакиболов. Если смотреть прямо перед собой, вы парите в наномире.
Очарует вас и следующая работа — Nanomandala. Она представляет собой круглую песочницу 2,5 м в диаметре. В течение 15 минут, пока вы играете с песком, вам показывают изображение песчинки, полученное с помощью сканирующего электронного микроскопа. Затем его масштаб постепенно меняется, изображение становится оптическим, и всё заканчивается обыкновенной цифровой фотографией песка.
Саму мандалу вы не увидите, ведь в данном случае мандала — это состояние ума, иной взгляд на пространство-время. И изменения, которые переживает внутри себя зритель, становятся важной частью инсталляции.
Последняя работа называется Blue Morph: зрителя усаживают на платформу и заставляют надеть безумного вида вязаную шапочку, прикреплённую к свисающей с потолка гигантской модели куколки. На экране человек видит свою голову поверх крыльев бабочки, сфотографированных сканирующим электронным микроскопом, и слышит треск разрываемого кокона, записанный, вероятно, с помощью очень чувствительного микрофона...