Культура

Культура / Изобразительное искусство / Инсталляции /

Инъекция лошадиной крови как произведение искусства

12 августа 2011 года, 12:38 | Текст: Дмитрий Целиков | Послушать эту новость

Французская служительница искусств Марион Лаваль-Жанте ввела себе сыворотку лошадиной крови.

Вот такая у нас сегодня культура, девочки.

Г-жа Лаваль-Жанте и Бенуа Маньен — это арт-группа Art Orienté Objet. Эти люди отдают всю свою жизненную энергию святому делу размывания границ между биологическими видами. Их новое произведение — «Да живёт во мне лошадь». Трудно сказать, какие именно эстетические категории в этом задействованы, но г-жа Лаваль-Жанте готовилась к инъекции несколько месяцев, принимая лошадиные иммуноглобулины.

Тихо! Идёт процесс вживания в образ лошади! Посторонних просим удалиться!
Тихо! Идёт процесс вживания в образ лошади! Посторонних просим удалиться!

Чужеродные антитела вводились с постепенным увеличением дозы. Артизанка называла происходящее с ней «митридизацией» — в честь знаменитого понтийского царя Митридата IV, который, как говорят, воспитал в себе иммунитет к ядам, ежедневно принимая их в небольших количествах. Любопытно, кстати, что, когда римляне зажали его в угол, он как истинный представитель античного мира попытался отравиться — и яд не подействовал.

Дабы лошадиные иммуноглобулины работали лучше, г-жа Лаваль-Жанте вставала на ходули в виде копыт и проводила «ритуал общения» с донором.

Журналистам она объяснила, что теперь чувствует себя «сверхмощной, сверхчувствительной и сверхнервной». «У меня было ощущение сверхчеловека, — добавила она. — У меня внутри было что-то ненормальное. У меня были все эмоции травоядных. Я не могла спать и чувствовала себя немного лошадью».

Доктор, почему всё такое зелёное?
Доктор, почему всё такое зелёное?

Художественная, простите, цель этого всего заключалась в том, чтобы художник (скажем так) в процессе перформанса переживал изменения не только психологического, но и физиологического состояния. В отличие от курильщиков опиума XIX века и любителей ЛСД века двадцатого художник XXI века уже не довольствуется изменённым состоянием сознания. Ему нужно изменённое тело.

Следует, правда, заметить, что в результате приёма наркотиков люди создавали литературу и музыку (позволим себе добавить, великую литературу и великую музыку), а здесь сам факт приёма чужеродных биологических веществ выдаётся за произведение искусства. В каком-то смысле тем же занимался Томас де Квинси, но только в каком-то смысле. Результатом жизни этого англичанина стала книга — жизнь, превращённая в искусство. А что стало результатом данного перформанса? Некие ощущения, которые, как показалось г-же Лаваль-Жанте, она пережила? Что нам до этого? Даже у искусства ради искусства должен быть зритель. Представьте себе, дорогой читатель, что в вашу дверь постучится человек и попросит вас поверить в то, что он сыграл на вершине Эвереста токкату Баха (никем, кроме неба и снега, не услышанную), после чего потребует считать его музыкантом.

«КЛ», конечно, очень толерантное издание, пока речь не заходит о мракобесии и лжи, но на этот раз на язык просится одно слово, и это слово — «грех».

Художники Art Orienté Objet уже давно практикуются в том, что они называют «биоартом». Например, однажды они воспользовались биоинженерной кожей в качестве холста для татуировок в виде животных.

Оцените:

Подготовлено по материалам Wired UK и We Make Money Not Art.

Каждый день слушайте итоговый подкаст Свободного Радио «Компьюлента»!
blog comments powered by Disqus

Последние новости по теме "Инсталляции":