Корпорация Google, проложившая себе путь к успеху бесплатными приложениями, разрабатывает комплексную систему оплаты Newspass, которая позволит нам приобретать новостные материалы «посредством одного мышеклика».
Ну а газетно-журнальные издатели получат в лице инновации долгожданную единую инфраструктуру для извлечения прибыли из различных платформ (ПК, мобильные телефоны, планшеты).
Как сообщает итальянская газета Repubblica, потребители будут заходить на разные информационные сайты под одним логином, а новостные ресурсы окажутся в меру гибкими, чтобы принимать и долгосрочную подписку, и разовые микроплатежи. Во многом система оплаты напоминает Google Checkout.
Несмотря на новые детали, в целом ничего сверхъестественного в этом нет. С одной стороны, издатели периодически высказывают недовольство Google, ибо компания зарабатывает на предоставлении доступа к новостям (точнее, на сопутствующей рекламе), ничего не отчисляя газетчикам (кроме аппетитного трафика). Глава корпорации News Руперт Мёрдок даже пригрозил запретить Google индексировать веб-страницы его газет. С другой стороны, представители Google нет-нет да и признаются в готовности предоставить желающим помощь в формировании хорошо финансируемого потока новостей. Проблема-то не в Google, а в том, что издатели попросту боятся вводить платный доступ, ведь выдержать конкуренцию со всем остальным Интернетом (который, разумеется, останется бесплатным) не сможет практически никто.
То, что в конечном итоге именно Google сделает первый шаг, тоже не может удивлять. Как совершенно справедливо заметил в конце прошлого года один из аналитиков, бесплатный Интернет размывает журналистику: зачем тратиться на создание профессиональных материалов, если можно просто передрать новость с другого сайта? Дело кончится тем, что издатели, вкладывающие немалые средства в проведение журналистских расследований, командировки, поиск сенсаций и т. п., обанкротятся либо закроются на платный засов. По всей видимости, Google прекрасно понимает, что в этом случае поиск по интернет-новостям превратится в поиск по «уткам» и мутно-жёлтой прессе, а это беда для рекламного бизнеса.
Не следует забывать и о том, что Google Newspass не будет первым подобным сервисом. С апреля прошлого года разрабатывается аналогичный проект Journalism Online, придуманный тремя ветеранами американской журналистики. По уверениям основателей, с ними сотрудничают уже более полутора тысяч издателей. Почему бы Google не повторить этот эксперимент?