Культура

Культура / Музыка / Электроника /

Квантовые графы как инструмент безумного композитора

12 июля 2011 года, 19:41 | Текст: Дмитрий Целиков | Послушать эту новость

Когда Пит Шадболт кладёт на сенсорный стол две микросхемы и появляется связующая их спектральная линия, раздаётся кошмарный вой. Чем больше микросхем — тем больше соединений и разнообразнее вой. Всё это пульсирует, как живое, а звук меняет частоту по мере того, как учёный перемещает микросхемы и запутывает узлы.

Дабы понять, что происходит, надо иметь представление о квантовых графах. Классический пример — карта лондонского метро. В физике ими пользуются, например, для изображения того, как атомы соединяются химическими связями в молекуле, поясняет г-н Шадболт, физик из Бристольского университета (Великобритания), демонстрировавший графы на Летней научной выставке Королевского общества.

Но это только часть обаяния графов для математика.

Рэми Бэнд из того же вуза и его коллеги изобрели мультитач-стол для иллюстрации ряда их интересных свойств. Каждая линия графа может стать гитарной струной, вибрирующей в соответствии с серией возможных частот. Эти последние дискретны — подобно энергетическим уровням, которые населяют квантовые частицы. Математические законы переводят эти частоты (и длину струны) в звук. Звучание всего графа принимает также во внимание тот способ, которым соединены его части: это не просто сумма звучания отдельных струн.

Можно ли рассчитать форму графа, исходя из его звука (разумеется, обладая идеальным слухом или специальным устройством)? Увы, пока нет: установлено, что различные графы могут давать аналогичное звучание. Почему это происходит — непонятно.

Подготовлено по материалам NewScientist.

Каждый день слушайте итоговый подкаст Свободного Радио «Компьюлента»!
blog comments powered by Disqus

Последние новости по теме "Электроника":