Культура

Культура / Музыка / Электроника /

Скончался отец компьютерной музыки Макс Мэтьюз

26 апреля 2011 года, 13:17 | Текст: Дмитрий Целиков | Послушать эту новость

21 апреля в возрасте 84 лет незаметно ушёл из жизни Макс Мэтьюз — один из отцов современной компьютерной музыки.

Электронная музыка была изобретена в начале XX века. В 1906 году Таддеус Кахилл создал первый электронный инструмент, в 1907-м Ферруччио Бузони предсказал широкое использование электрического звучания в музыкальных композициях, а в 1916 году Генри Кауэлл уже сочинял квартеты с помощью комбинации ритма и обертонов, которые не могли быть сыграны человеком. В 1946-м в Дармштадте (Германия) была учреждена первая в мире школа электронной музыки.

Оставалось совершить очередной технический прорыв, и это в 1957 году сделал Макс Мэтьюз, работавший в Bell Laboratories.

Макс Мэтьюз в 1988 году в роли преподавателя Стэнфордского университета (фото Terrence McCarthy).
Макс Мэтьюз в 1988 году в роли преподавателя Стэнфордского университета (фото Terrence McCarthy).

В мире электронной музыки границу между изобретателем нового музыкального инструмента (читай — новой технологии создания звуков) и композитором увидеть очень трудно, ведь сочиняет не столько человек, сколько изобретённая им машина. Но в данном случае всё ясно: Макса Мэтьюза больше интересовала техническая сторона дела, философия проникновения алгебры в гармонию. Эстетическим наполнением компьютерная музыка обязана прежде всего Джеймсу Тенни, который воспитывался на идеях дармштадтской школы и познакомился с программами Макса Мэтьюза в начале шестидесятых.

Разумеется, заслуг Макса Мэтьюза это нисколько не умаляет. Давайте дадим слово ему самому.

«Компьютерная музыка родилась в 1957 году, когда IBM 704, установленная в Нью-Йоркском университете, синтезировала 17 секунд музыки, исполняя программу Music I, которую написал я. Тембр и ноты не слишком впечатляли, но технический прорыв ощущается до сих пор. Потом была программа Music II. Затем другие написали программы Music 10, Music 360, Music 15, Csound и Cmix.

IBM 704 и её собратья были исключительно студийными машинами: они работали слишком медленно, чтобы синтезировать музыку в реальном времени. FM-алгоритмы Джона Чаунинга и появление быстрых и недорогих микросхем сделали компьютерную музыку в реальном времени возможной и доступной. В 1970 году я переключился на живые выступления с помощью программы Groove, мне было интересно, что может собой представлять компьютер в качестве непосредственного исполнителя.

Нам предстояло многое узнать о том, что человеческий мозг и ухо считают прекрасным. Что нам так нравится в музыке? Что в акустических звуках, ритме и гармонии казалось нам таким замечательным? Чем лучше мы это понимали, тем легче нам давалась компьютерная музыка».

А вот как Макс Мэтьюз описывал одно из своих поздних изобретений, машину Radio Baton, которая поразительно напоминает современные «прибамбасы» для видеоигр.

«Radio Baton представляет собой электронный инструмент с двумя контроллерами в виде дирижёрской палочки и четырьмя принимающими антеннами, находящимися внутри корпуса. На конце каждой палочки расположен небольшой радиопередатчик. Антенны способны определить положение палочек в трёхмерном пространстве. Движение палочек воспринимается как руководство к исполнению музыки.

Машиной командует программа Radio Baton Conductor Model; в её основе — та же система жестов, с помощью которой дирижёр управляет темпом, динамикой и выразительностью музыкального произведения. В данном случае дирижёр оперирует шестью переменными. Вместо того чтобы пассивно воспринимать музыку, сыгранную кем-то другим, каждый может теперь интерпретировать её в соответствии со своими собственными чувствами...»

Подготовлено по материалам Synthtopia и New York Times.

Каждый день слушайте итоговый подкаст Свободного Радио «Компьюлента»!
blog comments powered by Disqus

Последние новости по теме "Электроника":