Культура

Культура / Музыка / Электроника /

Наука и природа вдохновили Бьорк на новый альбом

04 июля 2011 года, 17:50 | Текст: Дмитрий Целиков | Послушать эту новость

Бьорк никогда не умела писать музыку. Просто пела так, как не пел никто, а в остальном полагалась на продюсеров, которые частенько подводили. В сентябре у певицы выйдет восьмой студийный альбом — Biophilia. Премьера материала состоялась на прошлой неделе в рамках Манчестерского международного фестиваля (Великобритания).

Бьорк — довольно слабый экспериментатор. Но, может быть, на этот раз получится?
Бьорк — довольно слабый экспериментатор. Но, может быть, на этот раз получится?

Дебютный концерт «Биофилии», по отзывам очевидцев, представлял собой научно-музыкальное шоу: в одной из песен басовую партию исполняла катушка Теслы; в другой контрапункт озвучивала огромная стальная штука — не то музыкальная шкатулка, не то арфа, не то граммофон; в третьей раскачивались четыре трёхметровых маятника, задевая струны какого-то арфоподобного инструмента. Весь концерт звучали гамелеста (челеста с бронзовыми планками, как у гамелана) и переносной орган (оба — с дистанционным управлением). Дыму нагонял блуждавший по сцене женский хор Graduale Nobili.

Наука — вот что легло в основу «Биофилии» и вот почему «КЛ» об этом пишет. Над альбомом работали не только композиторы с музыкантами, но и музыковеды с программистами. Бьорк не без гордости признаётся, что это её самый амбициозный проект, попытка заглянуть в будущее поп-искусства, где музыка будет неразрывно сплетена с научным описанием природы и, конечно же, новейшими технологиями.

Каждая песня будет выпущена в виде приложения для iPad и iPhone (Android-девайсы пока отдыхают): анимированная графика, традиционная и новая музыкальная нотация, игроподобные экскурсии по мелодиям и гармониям. Короче говоря, можно и нужно не только слушать песню, но и смотреть, как она сделана, пользоваться ею как интерфейсом для создания новых песен. «Пассивные музыкальные плееры скоро станут частью истории, — констатирует Скотт Сниббе, медиахудожник и руководитель программистской части проекта. — Всё взаимосвязано: ни музыка, ни изображение, ни интерактивность не являются доминантой. Это как кино или опера».

К тому же приложения позволят добавлять новый материал в альбом после его релиза.

Бьорк всего 45, и она уже выполнила все обязательства по контрактам. «Мне всегда хотелось восстановить связь между музыкой и природой, — говорит она. — Мне всегда хотелось, чтобы басовые партии выполняли роль силы тяжести». В новом альбоме она поёт о кристаллах, тёмной материи, истоках Вселенной. Музыка соответствует теме: например, в композиции Virus контрапункт «размножается» по мере того, как вирус преодолевает защиту клетки-хозяина.

Справедливости ради, увы, стоит отметить, что в «Биофилии» очень мало нового музыкального материала. Это всё те же классические европейские поп-гармонии с новыми инструментами, но последние порою выдают чрезвычайно необычные обертона, которые могли бы сделать честь раннему Брайану Ино.

Обратите внимание на то, что это не особым образом настроенный синтезатор (как сделал бы тот же Ино — и, кстати, опять сделал), а полноценный музыкальный инструмент — вот что действительно интересно. Бьорк пытается найти инструменты, способные звучать так, как электронные! Бьорк поворачивает историю музыки последней сотни лет вспять! Вместо того чтобы имитировать, скажем, звучание электрического разряда, она пользуется настоящим электрическим разрядом!

И другой пример: живые голоса имитируют электронный эффект!

Подготовлено по материалам New York Times.

Каждый день слушайте итоговый подкаст Свободного Радио «Компьюлента»!
blog comments powered by Disqus

Последние новости по теме "Электроника":