Культура

Культура / Телевидение /

Star Trek исполнилось 45 лет

09 сентября 2011 года, 12:57 | Текст: Николай Третьяков | Послушать эту новость

Сетевые обозреватели пытаются разобраться, почему популярность вселенной Star Trek продолжает расти.

Всамделишные астронавты НАСА Терри Вёртс (слева) и Майкл Финк (справа) в форме Звёздного флота из сериала «Энтерпрайз». В центре — Скотт Бакула, исполнитель роли капитана Арчера. (Фото NASA.)
Всамделишные астронавты НАСА Терри Вёртс (слева) и Майкл Финк (справа) в форме Звёздного флота из сериала «Энтерпрайз». В центре — Скотт Бакула, исполнитель роли капитана Арчера. (Фото NASA.)

8 сентября 1966 года телеканал NBC показал первую серию Star Trek (первого). Что было дальше, общеизвестно: «мыло» разрослось до вселенной (шесть сериалов, одиннадцать кинофильмов и без счёта книг, комиксов и игр). Точнее — до мультивселенной, если вспомнить, что Джей Джей Абрамс организовал для своего творчества альтернативную историю. А ещё, да, была та злая параллельная вселенная, где мистер Спок ходил с бородой (отсюда название группы Spock’s Beard и одна из серий South Park с добрым бородатым Картманом). «Трек» не просто стал частью массовой культуры (его 45-летний юбилей отмечает даже Перез Хилтон); по-борхесовски «наш мир становится Тлёном»: мобильные телефоны — это коммуникаторы из оригинального сериала, вовсю разрабатываются cloaking devices, белый парень читает рэп и не раздражает этим чёрных (которые под действием Star Trek становятся астронавтами и Вупи Голдберг).

Самых вдумчивых юбилейных обозревателей занимает вопрос, почему всё это происходит. В самом деле: Star Trek то и дело сваливается в жанр под названием camp, от некоторых кинофильмов и телесерий отрекаются их создатели, варп-двигатель нарушает законы природы (вроде бы) и так далее. Но принижать Star Trek на этом основании — «мелко и безошибочно» (как говорил персонаж «Чапаева и Пустоты»). На тему научности хорошо высказался на сайте НАСА один из учёных. Да, пишет Дэвид Бэчелор, сценаристы «Трека» иногда городят несуразицу с научной точки зрения (дыхание в вакууме задерживать НЕ нужно), но главное — уважение к науке, и к научному методу в частности, — присутствует. («Star Trek заставляет нас задаваться вопросом: “Возможно ли воплотить это в реальность?”, и это очень хороший вопрос. И это истинно “насовский” вопрос», — пишет коллега г-на Бэчелора в комментариях.) Star Trek построен на предположении, что Вселенная познаваема.

А также — что проблемы решаемы (в том числе с помощью науки); причём в сериалах не всегда находится лёгкое решение. От смертельной болезни, которой поголовно заражены жители удалённой планеты, их вылечить не удаётся — только их нерождённых детей. Виновник геноцида оказывается не в состоянии собрать обратно тех, кого он много лет назад распылил (то есть решения иногда — в сорокаминутной серии — и вовсе не находится). Но во всяком случае учёный деятельно раскаялся. Главный элемент привлекательности Star Trek — этика, которая завёрнута в сциентизм (бросающийся в глаза первым делом). Трек-этика не всегда нормативна и формальна; точнее, очень часто утверждается приоритет контекстуальной над формальной («К чёрту приказы», — заявляет андроид-штурман капитану, который нарушил неправильный со своей точки зрения приказ).

Поп-культурные теоретики (например, опрошенный SPACE.Com по случаю юбилея Дэниэл Бернарди, автор книги «Star Trek and History: Race-ing toward a White Future») выдвигали и выдвигают к Star Trek массу претензий. Бернарди утверждает, что Объединённая федерация планет — это следствие экспансии американского образа жизни и ценностей и что экипаж «Энтерпрайза» слишком бел. Во-первых, исследователь плохо знает материал: Федерация развилась из Европейской Гегемонии, собранной Ирландией после Третьей мировой (преодолеть последствия которой людям помогли вулканцы, доброжелательные инопланетяне), а капитан Пикард устанавливает контакт с представителем расы, разговаривающей исключительно мифологическими аллегориями, с помощью истории о Гильгамеше. Во-вторых, «Стар Трек» был приспособлен для аудитории, которой его собирались показывать (теоретик не пережил бы культурного шока от реализованного раннего концепта: экипаж корабля ровно наполовину состоял бы из женщин и все говорили бы на эсперанто с субтитрами).

Отмечающая сорокапятилетие мультивселенная — отражение, которое «полонил гниющий водоём» (возможно, отражение солнца в луже). Есть много людей, которые что-то слышали про стартрековские «идеи», но при знакомстве с уровнем их реализации в сериалах и фильмах — разочаровались (в «Стар Треке», не в идеях). Они правы. Как правы и те, кто говорит, что лучший Star Trek — это пародия на него, Galaxy Quest. Самый лучший «Трек» — всегда тот, которого (пока) нет. Солнце, которое отражается в луже, — не незыблемая идея Платона; «душа» сериала по-тейярдистски развивается, что видно по отблескам (например, когда в одном из поздних сериалов индейский вице-капитан учит команду медитировать и общаться с животным-покровителем).

«Стар Трек» велик, потому что динамичен, «экстериорен» и связан с бесконечным. И ещё раз: придираться к «Треку» — всё равно что выставлять счёт Шекспиру за то, что у него античных персонажей зовут простонародными английскими именами. Глупо (писал В. В. Ерофеев) утверждать, что, раз «Иона не мог быть в чреве кита — значит, и Нагорная проповедь ерунда». Если Кирк дерётся со статистом в резиновом костюме рептилии, это не значит, что «Let me help» — не главные слова.

Пресловутый малобюджетный резиновый костюм, актёра в котором оборол капитан Кирк. Судя по шарфику, этот представитель расы горнов — хипстер. (Фото CBS Home Entertainment.)
Пресловутый малобюджетный резиновый костюм, актёра в котором оборол капитан Кирк. Судя по шарфику, этот представитель расы горнов — хипстер. (Фото CBS Home Entertainment.)

Подготовлено по материалам SPACE.Com и НАСА.

Каждый день слушайте итоговый подкаст Свободного Радио «Компьюлента»!
blog comments powered by Disqus

Последние новости по теме "Телевидение":