В ренессансной Венеции активно развивалось музыкальное искусство: создавались произведения со сложной полифонией, появились так называемые раздельные хоры (coro spezzato). Но венецианские базилики и гигантские церкви, которые, к слову, стоят до сих пор, обладают ужасной акустикой для музыки такого рода. Тонкости полифонии и «стереоэффект» coro spezzato должны были теряться в грохочущих отголосках, которые производили большие и высокие помещения. Как современники могли это слушать?
Два ответа на этот вопрос предложили музыкальный технолог Брекстон Борен из Нью-Йоркского университета (США) и физик Малькольм Лонгейр из Кембриджского университета (Великобритания). Они разработали компьютерные акустические модели двух знаменитых венецианских строений — собора Святого Марка и церкви Спасителя. Исследователи учли акустические свойства гобеленов, деревянных стульев и толп людей, которые заполняли помещения в праздничные дни.
Выяснилось, что праздничное оформление и толпы существенно меняли акустику церквей, причём лучше всего музыку было слышно там, где сидели богачи.
Сегодня реверберациия в пустом Сан-Марко длится почти семь секунд (в церкви Спасителя — чуть больше). Столь длительное время жизни отзвука способно разрушить любую полифонию. Но в праздники оно сокращалось вдвое. Музыка становилась тише, но чётче.
Базилика Сан-Марко имела специальное место для дожа в передней части неподалёку от алтаря. Звук отражался от стен и пола, так что дожу едва ли было хорошо слышно. Однако те, кто сидел за ним, слышали ещё хуже. В XVI веке собор перестроили по проекту архитектора Якопо Сансовино, и хоры поместили на специальных балконах. В праздники время реверберации на месте дожа составляло 1,5–2 с — отличный показатель для любого концертного зала!
Узнать, как всё это звучало, можно, посетив вот этот сайт (не забудьте прокрутить страничку до конца). Сверху вниз: полифония в помещении, лишённом эха; музыка в пустом соборе; звучание в праздничные дни.