Культура

Культура / Музыка / История музыки /

Восстановлена венецианская акустика

02 ноября 2011 года, 12:24 | Текст: Дмитрий Целиков | Послушать эту новость

В ренессансной Венеции активно развивалось музыкальное искусство: создавались произведения со сложной полифонией, появились так называемые раздельные хоры (coro spezzato). Но венецианские базилики и гигантские церкви, которые, к слову, стоят до сих пор, обладают ужасной акустикой для музыки такого рода. Тонкости полифонии и «стереоэффект» coro spezzato должны были теряться в грохочущих отголосках, которые производили большие и высокие помещения. Как современники могли это слушать?

Два ответа на этот вопрос предложили музыкальный технолог Брекстон Борен из Нью-Йоркского университета (США) и физик Малькольм Лонгейр из Кембриджского университета (Великобритания). Они разработали компьютерные акустические модели двух знаменитых венецианских строений — собора Святого Марка и церкви Спасителя. Исследователи учли акустические свойства гобеленов, деревянных стульев и толп людей, которые заполняли помещения в праздничные дни.

Интерьер собора Святого Марка (фото <noindex><a target=_blank href=/>twiga_swala</a></noindex>).
Интерьер собора Святого Марка (фото twiga_swala).

Выяснилось, что праздничное оформление и толпы существенно меняли акустику церквей, причём лучше всего музыку было слышно там, где сидели богачи.

Сегодня реверберациия в пустом Сан-Марко длится почти семь секунд (в церкви Спасителя — чуть больше). Столь длительное время жизни отзвука способно разрушить любую полифонию. Но в праздники оно сокращалось вдвое. Музыка становилась тише, но чётче.

Базилика Сан-Марко имела специальное место для дожа в передней части неподалёку от алтаря. Звук отражался от стен и пола, так что дожу едва ли было хорошо слышно. Однако те, кто сидел за ним, слышали ещё хуже. В XVI веке собор перестроили по проекту архитектора Якопо Сансовино, и хоры поместили на специальных балконах. В праздники время реверберации на месте дожа составляло 1,5–2 с — отличный показатель для любого концертного зала!

Узнать, как всё это звучало, можно, посетив вот этот сайт (не забудьте прокрутить страничку до конца). Сверху вниз: полифония в помещении, лишённом эха; музыка в пустом соборе; звучание в праздничные дни.

Церковь Спасителя (фото <noindex><a target=_blank href=/>alanhitchcock49</a></noindex>).
Церковь Спасителя (фото alanhitchcock49).

Результаты исследования были представлены на конференции Акустического общества Америки.

Подготовлено по материалам ScienceNOW.

Каждый день слушайте итоговый подкаст Свободного Радио «Компьюлента»!
blog comments powered by Disqus

Последние новости по теме "История музыки":