Культура

Культура / Театральное искусство /

Нейронаука раскрывает секреты греческой маски

16 ноября 2012 года, 18:02 | Текст: Дмитрий Целиков | Послушать эту новость

Питер Мейнек, сотрудник Нью-Йоркского университета и по совместительству режиссёр и основатель театра «Акила» в том же Нью-Йорке, полагает, что, хотя текст «Антигоны» или «Орестеи» сам по себе очень важен (а текст — это всё, что нам осталось от античного театра), большое значение имеют также маска и жест.

Учёного театрала увлекает идея о том, что наше мышление обусловлено нашим физическим опытом — тем, как мы двигаемся, в частности. Можно блестяще декламировать, но зритель, полагает режиссёр, будет верить не слову, а телу.

Фото Alastair Muir / Rex Features.
Фото Alastair Muir / Rex Features.

Поскольку древнегреческие актёры играли в масках, движения приобретали особую роль. Посетителям афинского Театра Диониса на южном склоне Акрополя открывался потрясающе красивый вид на небо и город. Горизонт, скорее всего, немало отвлекал зрителя. Актёрам нужен был какой-то трюк для привлечения внимания. Им-то и стала маска.

На первый взгляд, это бессмысленно, ведь исследования показали, что лицо — самый важный инструмент передачи эмоций: прежде всего мы ищем глаза и губы, практически в любом контексте, от головы человека до куска хлеба.

Основных эмоций всего шесть: гнев, отвращение, страх, радость, печаль и удивление. Но маска не обязательно должна выражать только их. Она может быть неоднозначной. И г-н Мейнек решился на следующий эксперимент. Он надел на лицо женскую маску с нейтральным, но в то же время смутно расстроенным выражением. Зрители скомандовали: «Страх!» Актёр сделал шаг назад, съёжился и в ужасе замахал руками. Очевидцы признавались потом, что, словно по волшебству, маска и впрямь приобрела испуганное выражение. «Удивление!» Г-н Мейнек подпрыгнул и покачал головой. И так далее. Актёр не смог изобразить лишь раскаяние — сложную эмоцию.

Это и есть магия маски, полагает учёный. Всё зависит от угла зрения и контекста. Наклони голову вверх или вниз, и зритель увидит совсем иное выражение. Лицом такого не передать, ибо оно выглядит более или менее одинаковым с любого угла. По мнению г-на Мейнека, нечто подобное происходит, когда мы рассматриваем абстрактную живопись: зритель проектирует свои ожидания от лица на маску так же, как пытается увидеть предметы физического мира в более или менее случайном расположении пятен цвета на холсте.

Исследователь отмечает, что у афинских масок были огромные глаза и рты, но довольно маленькие носы, тогда как маски Восточной Азии того же исторического периода, напротив, отличались здоровенным «шнобелем». Современные исследования показали, что представители западной культуры, наблюдая за изображениями рыбок в аквариуме, прежде всего обращают внимание на передний план, тогда как азиаты видят всю сцену целиком. По-видимому, зрители Востока смотрели в центр маски, на нос, но при этом в их поле зрения попадал весь контекст, а греческая маска концентрировала внимание на самых важных деталях. Это согласуется с мнением многих специалистов о том, что Запад умеет фокусироваться, тогда как Восток воспринимает мир как целое.

Конечно, всё это домыслы, но нельзя не признать, что г-н Мейнек ставит очень интересные вопросы.

Подготовлено по материалам NewScientist.

Каждый день слушайте итоговый подкаст Свободного Радио «Компьюлента»!
blog comments powered by Disqus

Последние новости по теме "Театральное искусство":