Культура

Культура /

«КЛ»-2009: культура

31 декабря 2009 года, 19:41 | Текст: Дмитрий Целиков | Послушать эту новость

За окном тихо. Льет ставший уже традиционным предновогодний дождик. Пахнет мартом, совершенно по-шмелёвски.

Родившаяся год назад компьюлентовская «Культура» — о чем она? Развлечения мы противопоставляем быту, искусство — утилитаризму, шоу-бизнес — искусству, а культуру? Культура — это все, чем занимается антроп, все, что отличает его от питека. Все, что противостоит хаосу бессознательного.

Дышать!

Как интересно — одна из важнейших сред, в которой происходит современная культура, есть пространство неокультуренное. Когда-то, в эпоху сновидений, единственной культурной средой был воздух, по которому гуляли акустические волны и электромагнитное излучение оптического диапазона. Абракадабра голосов и жестов, цветов и знаков расшифровывалась каждым на свой лад и хранилась как попало. А затем извлекалась совсем новым произведением искусства, гибла и возрождалась, меняясь, эволюционируя.

И тот же воздух был наполнен самой чудовищной мешаниной сиюсекундных и ритуальных слов, красок, звуков, движений.

Я сказала, а другой услышал
И шепнул другому, третий — понял,
А четвертый, взяв дубовый посох,
В ночь ушел — на подвиг. Мир об этом
Песнь сложил, и с этой самой песней
На устах — о жизнь! — встречаю смерть.

Теперь есть цифра. Цифра помнит, кто сказал и кто услышал. Цифра знает, кто сложил и кто пересказал. Цифра — это порядок. Цифра — это деньги.

Самым интересным в минувшем 2009-м было наблюдать за тем, как миф о цифре развенчивается, как возвращается воздух, как, косясь, постораниваются и дают ему дорогу чичиковы и государства.

С Интернетом дело обстоит ровно наоборот.
С Интернетом дело обстоит ровно наоборот.

Слышать!

В 2008 году 95% музыки было загружено «нелегально», то есть без разрешения правообладателей. Едва ли в 2009-м ситуация сильно изменилась. Что делать с этим? Всех посадить и оштрафовать? Наказать кого-то одного и публично выпороть? Даже с этим не вышло: «Пиратская бухта» работает и закрываться не думает, а ее сервер отправляется в музей — мол, орудие борьбы цифрового пролетариата. Кто-то испугался, как «Мининова», и мгновенно стал никому не нужным.

Деловые салями и чебуреки начинают понимать, что Интернет и цифра — это не бумага, не пленка и даже не магнитная лента. Это воздух. Один сказал, другой услышал. И оштрафовать этого другого нельзя, ибо слушать тогда никто не будет. И говорящий останется в пустоте. Это аксиома.

Они умные, эти полукопченые, эти краковские и нью-йоркские, они торгуют только тем, что покупается. Они не хотят быть продавцами воздуха. Они знают лучше нас, что волну не поймаешь в банку и не снесешь на рынок. Но они будут хвататься за последний зубчик гурта, пока есть надежда на то, что он перетянет всю монету. А потом с достоинством отпустят и извинятся.

Вам когда-нибудь удавалось услышать Бритни ее ушами? А хотелось? Всего за $99,99!
Вам когда-нибудь удавалось услышать Бритни ее ушами? А хотелось? Всего за $99,99!

2008-й завершился тем, что Американская ассоциация звукозаписывающей индустрии (RIAA) отказалась от судебного преследования файлообмена и его адептов (нас!). «2009-й должен стать годом, когда музыкальная индустрия перестанет беспокоиться и научится любить бомбу», — сострил Феаргал Шарки, бывший панк-рокер, а ныне глава UK Music, «безжалостно независимой» отраслевой ассоциации британского музыкального рынка. Этой бомбой стали бесплатные музыкальные сервисы, о которых еще год назад индустрия боялась подумать, а ныне активно прибирает к рукам: социальная сеть MySpace Music, равными долями которой владеют четыре крупнейших мейджора, поглощает iLike и iMeem, а Apple завтракает ресурсом LaLa и продавливает отмену DRM на iTunes.

Они, наши дорогие, любимые денежные мешки в натуральной оболочке, позволили нам просто слушать музыку и смотреть кино. И зарабатывают незаметно, исподволь, на рекламодателях, которые захотят покрасоваться на одной страничке с последним хитом. Эта схема давно изобретена и прекрасно работает на телевидении и радио. Музыкальные и киношные дельцы попытались прибрать новую медиасреду к рукам — не вышло. Они развели руками и принялись вкладывать деньги в музыкальное интернет-телевидение (Vevo, Muzu) и радио (Spotify, Qtrax, Omnifone), а также в просто интернет-телевидение (Hulu, Epix), хотя вопрос, удастся ли в самом деле на этом заработать, остается открытым.

«Компьюлента» берет на себя смелость заявить: не удастся! Безусловно, будут любители спокойной воды, которые к платным кабельным телеканалам в добавят платные интернет-сервисы, но хаотической массе будет хорошо и за пределами плотины.

И в то же время удастся! Конечно, удастся, разлюбезные вы наши эффективные топ-менеджеры-2.0! Чем больше мы скачиваем «незаконных» файлов — тем чаще ходим в магазины. Это проверено и доказано.

Конечно же, подо все это надо подвести приличную правовую базу, чтобы не было глупостей и разногласий. Пока же власти действуют по принципу барана, увидевшего новые ворота. Особенно власти китайские.

Держать!

Музыкальная и киношная индустрии мало-помалу покидают кабинеты стоматологов. Ощупывая пломбы и протезы, они понимают, что гранит интернет-хаоса крепок. Пора становиться настоящими героями и искать обход.

Но книжные и газетно-журнальные издатели все еще сверкают натуральной белизной. Глава корпорации News Руперт Мёрдок принципиально отверг кресло-качалку и клетчатый плед: «Хорошая журналистика — дорогой товар!» Его можно и нужно продавать. Ему немедленно ответил главный редактор блога TechCrunch Майкл Аррингтон: «Хорошая журналистика в Интернете никому не нужна. Хорошая журналистика вымрет. Потребитель выберет помои, потому что они бесплатны. И издатель выберет помои, потому что они бесплатны».

Оба заявления более чем серьезны и основательны. Г-н Аррингтон исходит из того, что производство качественных новостей, журналистские расследования и проч. требуют огромных затрат. СМИ, которые остаются верны старым добрым устоям, не выживут, потому что Интернет — это дворец переписчиков. Ты вложил деньги в актуальный эксклюзив, а легион малограмотных мальчиков разместил его в слегка измененном виде на своих сайтах. И выиграл ровно столько же, сколько и ты, не затратив при этом ни копейки.

Ситуация осложняется тем, что новость живет один день. Если ты не продал ее сегодня, завтра ее не возьмет никто. Ее не выложишь в свободный доступ, мечтая о том, что через год или два толпа поклонников все-таки соблазнится сиятельным компакт-диском с любимой музыкой. С нею не поедешь в мировое турне. На нее не снимешь клип, который будут смотреть десятилетиями. Как быть?

Give me back my broken night / My mirrored room, my secret life / It's lonely here / There's no one left to torture. (Из арии Руперта Мёрдока в исполнении Леонарда Коэна.)
Give me back my broken night / My mirrored room, my secret life / It's lonely here / There's no one left to torture. (Из арии Руперта Мёрдока в исполнении Леонарда Коэна.)

В этом смысле Руперт Мёрдок прав, призывая газетно-журнальную индустрию, а также новостных агрегаторов объединиться и просто выпилить качественную журналистику из свободного доступа. Бесплатно — только объедки с барского стола. Хочешь свеженького и много — плати. И здесь, как в модном ресторане, шеф-повар должен уйти в тень, где пот и кровь, невидимые глазу, а к рампе на сверкающих коньках обязан выкатиться иконостас официантов. Главное — подать, обворожить.

Объединение уже началось. Ждем первых результатов эксперимента под названием Journalism Online.

И последнее. Не стоит сбрасывать печатную журналистику с космического корабля современности. Она еще многое умеет и многому научится.

Ненавидеть!

Похожая клякса нарисовалась на книжном рынке. Увы, проекту Google Books так и не дали нажать на рычаг, о котором в прошлом году мечтал счастливый Сергей Брин. Встрепенулись даже те, чьи книги уже много лет забыты всеми, включая библиотечных пауков. Хочешь оцифровать — плати.

Опасения правообладателей те же, что и «музыкантов»: если читатели смогут читать бесплатно, книги покупать никто не будет. Это очевидный вздор, который постепенно опровергается на других рынках.

Плюс, конечно, банальная жадность.

Google Books — это платформа в основном для ученых, составителей библиографий, исследователей «узких вопросов». Это очень удобная библиотека. Она должна быть бесплатной. Это дичайший позор, что в наш «просвещенный» век за подобный проект взялась частная компания, а не какие-нибудь правительства. Государства стараются наверстать упущенное, дополнить книги другими произведениями искусства, но они слишком сильно отстали. Сергей Брин придумал, Сергей Брин собрал совет директоров и раздал поручения, Сергей Брин проконтролировал. Эрик Шмидт нажал на нужные кнопки. И вот уже найдены и оцифрованы десять миллионов книг. Неповоротливое государство никогда на это не сподобится, и оно должно понимать это! Оно должно поощрять проекты, подобные Google Books, помогать с решением скользких вопросов, вырабатывать приемлемые решения, чтобы никто не был в обиде, меценатствовать и меценатствовать. Увы, западная демократия пока слишком увлечена игрой в политику.

Но дело не только в этом. Google Books — это мощная платформа для сбора информации о пользователях и для рекламы. Подобный проект в одних руках — чересчур мощное оружие против конкурентов. Единственное решение — создание совместного предприятия, объединение с другими библиотечными сервисами в единую сеть. Google никогда не пойдет на такое. И это еще одна тема, за которой мы будем пристально следить в 2010-м. Аминь.

Круговерть символов в природе: искусство — жизнь — искусство, Books — Google — Books.
Круговерть символов в природе: искусство — жизнь — искусство, Books — Google — Books.

Смотреть!

Цифра — это хорошо. «Компьюлента» любит цифру, когда она помогает искусству, возвращает ему краски и делает широкодоступным. И не любит — когда она заменяет искусство. Именно поэтому здесь ни слова не сказано о «3D-революции» в кино. Давайте просто посмотрим хорошие фильмы (а потом и музыку послушаем).

«В петле» (Великобритания, режиссер Армандо Ианнуччи). Современная классика. Пинок под зад надутым пошлякам-обывателям, удачно извернувшимся в политической мясорубке и вылезшим с кличем «Мы вас похороним!», чтобы быть пережеванными и погребенными ползущими следом. Ах, эта сцена с уничтоженной факсовой машиной! И блистательный Питер Капальди!

«Серьезный человек» (США, Итэн и Джоэл Коэны). Самая выдающаяся проповедь нигилизма, на которую сподобилось человечество. Принцип неопределенности в конце уравнения жизни. Хорошо это или плохо? Что мне делать с этим знанием? Далась вам эта математика, господин Гопник!

«Мэри и Макс» (Австралия, Адам Бенджамин Эллиот). Наконец-то засилью пиксаровской банальщины пришел конец. Каждая деталь здесь дополняет (или даже создает!) наглядную картину происходящего внутри героев — пейзаж тревожный, сбивающий с толку, но узнаваемый, человечный. Назовите как угодно эту экзистенциальную сущность, которая проникает в зрительское сердце, но она здесь есть! За стереометрическими блокбастерами вы пропустили этот трогательный мультфильм, ручаюсь. Наверстывайте.

Мы как уроды.
Мы как уроды.

Вертеть!

Animal CollectiveMerriweather Post Pavilion. Давайте подытожим. Чем заняться современному музыканту? Где взять ноты? Попрыгать, чтобы все перемешалось в памяти, и посмотреть, что выйдет? Сказать старику Спенсеру: иду в спортзал забрать вещи? «Над пропастью во ржи» года!

Natural Snow Buildings — Shadow Kingdom. Еще одна лебединая песня группы, которая все свои лебединые песни уже спела. Снова нет музыки, одни эмоции, вызванные простым течением жизни в никуда на грани обморока. Radiohead года!

The Flaming LipsEmbryonic. Старый семейный рецепт краутрока с щепоткой новых ингредиентов. Длинное катарсическое падение... в бездну хаоса? Расслабьтесь: это чистая эстетика, посмотрите на галактику справа, на черную дыру впереди. Да, вам удастся ее увидеть. Потусторонний Майлс Дэвис года!

Grizzly BearVeckatimest. Очень странный «динамический чембер-поп», который способен усыпить в одно мгновение. Мы снова плывем. Жаркий летний день. Хандра. Промозглое утро в лесу. Грязь на коленях. Смертная скука. Да, смертная. Не слушайте это за рулем. Steely Dan года!

A solid soul and the blood I bleed...
A solid soul and the blood I bleed...

maudlin of the WellPart the Second. Очень претенциозная попытка достичь совершенства в музыкописании и зонгоисполнении. Ничего личного, просто для выражения счастья Тоби Драйверу показалось уместным применить именно этот прием. Как он оказался прав! Уберите! Уберите! maudlin of the Well года!

Bill CallahanSometimes I Wish We Were an Eagle. Еще один эпилог. Билл Каллахан записался в компании с модными специальными эффектами. Куда катится этот мир? I used to be darker / Then I got lighter / Then I got dark again. Брависсимо года!

TransatlanticThe Whirlwind. Кто бы мог подумать, что у рецензентов AllMusic не дойдут руки до этой эпичной пластинки! Собственно, ничего необычного в этом симфоническом прогрессиве нет. Он просто есть. И его нельзя не употребить. Очень жаль, что ко всему происходящему нельзя добавить Телониуса Монка. Джаз-рок года!

Каждый день слушайте итоговый подкаст Свободного Радио «Компьюлента»!

Последние новости по теме "Культура":