Культура

Культура / Изобразительное искусство /

Потерянная фреска Леонардо ещё не найдена

13 марта 2012 года, 12:33 | Текст: Дмитрий Целиков | Послушать эту новость

Под Новый год «Компьюлента» заинтриговала дорогих читателей рассказом о том, что группа исследователей почти нашла потерянную фреску Леонардо да Винчи «Битва при Ангьяри». Тогда учёные просверлили фреску Джорджо Вазари «Битва при Марчано», расположенную в Зале Пятисот флорентийского Палаццо-Веккьо (Италия), обнаружили за ней полость и принялись фотографировать темноту крошечными камерами. О результатах обещали рассказать чуть позже.

И вот что-то прояснилось. Но кричать, подобно некоторым, — нашли, мол! — мы не будем. Более чем тридцатилетний искусствоведческий сериал, постоянно прерываемый на рекламу сбор средств, объяснения с политиками и общественностью, поиск новых идей и технологий, далёк от завершения.

В действительности исследователи обнаружили не более чем следы чёрного пигмента и лака, которые говорят о том, что фреска Леонардо, если она там есть, скорее всего, ещё цела, то есть не осыпалась от времени. В том, что она там, у специалистов почти нет сомнений.

Маурицио Серачини, затаив дыхание, просовывает эндоскоп в глубины истории искусства. (Здесь и ниже фото Dave Yoder.)
Маурицио Серачини, затаив дыхание, просовывает эндоскоп в глубины истории искусства. (Здесь и ниже фото Dave Yoder.)

История начинается в 1502 году, когда флорентийский государственный деятель Пьеро Содерини поручил Леонардо да Винчи написать батальную сцену, посвящённую победе над миланскими рыцарями на тосканской равнине Ангьяри в 1440 году. Леонардо решил поэкспериментировать с новой техникой живописи и масляной краской, но что-то у него (вроде бы) не вышло. В середине XVI века власти Флоренции попросили Джорджо Вазари провести реконструкцию Зала Пятисот, в частности нарисовать несколько новых фресок. Как гласит легенда, Вазари, посредственный художник, но великий искусствовед, не смог заставить себя уничтожить незавершённую работу мастера.

36 лет назад Маурицио Серачини из Калифорнийского университета в Сан-Диего (США) нашёл любопытное подтверждение тому, что сказка вовсе не ложь. В один прекрасный день эксперт взобрался на стремянку перед «Битвой при Марчано» и разглядел два слова, вписанные в один из флагов: «Cerca trova». «Ищите и обрящете», — сообщал потомкам Вазари...

После долгой возни с итальянской бюрократией г-н Серачини всё же получил разрешение на сканирование Зала Пятисот с помощью специального радара. Выяснилось, что за фреской расположена полость, то есть Вазари, возможно, возвёл новую стену, на которой и написал свою работу. Сначала исследователи надеялись на сверхновые технологии, которые позволяют делать фотографии сквозь стену, но в итоге решили просто просверлить 14 стратегически расположенных отверстий в сантиметр диаметром. План вызвал ярость со стороны политиков и общественности, хотя искусствоведы всего мира поддержали коллег, отмечая, что подобное повреждение очень легко исправить.

В конце концов г-н Серачини и его группа, работающие на грант Национального географического общества США, получили неделю на свои дырки. Сверлить разрешили только в трещинах и недавно отреставрированных местах. О цифре четырнадцать посоветовали забыть: слишком много.

В результате за 17-сантиметровой толщей краски, штукатурки и кирпича исследователи обнаружили пустое пространство. В пустоту вставили эндоскоп и увидели на той стороне нечто вроде мазков. Рентгеновский анализ пятен краски позволил выявить следы чёрного пигмента, как будто идентичного тому, что Леонардо использовал в коричневой краске, создавая картины «Мона Лиза» и «Иоанн Креститель». Кроме того, обнаружены красные хлопья, напоминающие лак.

Но это не более чем догадки. «Пока я не достану кусок и не докажу, что это реальные краски, я не смогу сказать ничего определённого, и это меня очень огорчает», — говорит г-н Серачини. А ведь ещё предстоит доказать, что там не просто окрашенная стена, а именно картина, и картина кисти великого Леонардо...

Подготовлено по материалам National Geographic.

Каждый день слушайте итоговый подкаст Свободного Радио «Компьюлента»!
blog comments powered by Disqus

Последние новости по теме "Изобразительное искусство":