Культура

Культура / Изобразительное искусство /

Выяснилось, почему полотна Ван Гога теряют цвет

15 февраля 2011 года, 13:53 | Текст: Андрей Величко | Послушать эту новость

Химический анализ помог установить причину, по которой праздничные ярко-жёлтые цвета выдающегося постимпрессиониста превращаются в скучный коричневый оттенок.

Вверху: «Берега Сены» и её предполагаемое состояние в прошлом и будущем. Внизу слева: образцы жёлтой краски. Внизу справа: рентгеновский микроскоп в ESRF. В центре: оригинальная частица красителя на фоне нынешнего состояния краски.
Вверху: «Берега Сены» и её предполагаемое состояние в прошлом и будущем. Внизу слева: образцы жёлтой краски. Внизу справа: рентгеновский микроскоп в ESRF. В центре: оригинальная частица красителя на фоне нынешнего состояния краски.

Как выяснила команда исследователей под руководством Коэна Янссенса из Антверпенского университета (Бельгия) и Летиции Монико из Университета Перуджи (Италия), золотистый краситель (хром жёлтый) становится коричневым под действием солнечных лучей.

Проникая под тонкий внешний слой лака, солнечный ультрафиолет заставляет хром терять электроны, превращая его из хрома (VI) в хром (III). К счастью, не все полотна периода, когда творил Винсент Ван Гог, становятся блёклыми. Очевидно, это происходит из-за того, что художники использовали разные типы красок — тем более что хром жёлтый весьма токсичен.

Учёные поместили три образца жёлтой краски под ультрафиолетовую лампу на 500 часов для имитации воздействия Солнца. Коричневым стал только образец с картины современника Ван Гога бельгийца Рика Воутерса. С помощью рентгеновского микроскопа, расположенного в Европейской лаборатории по изучению синхротронного излучения (ESRF), удалось определить, что химический процесс был именно таким, как описано выше.

Анализ картин нидерландского живописца «Вид Арля с ирисами» и «Берега Сены», хранящихся в амстердамском Музее Ван Гога, был затруднён тем, что жёлтый пигмент на них смешан с другими красками. Однако специалисты убеждены в том, что реальные и смоделированные процессы аналогичны.

В дальнейшем планируется установить, при каких условиях хром меняет валентность (и, следовательно, цвет) и насколько это обратимо. И тогда музейные работники смогут обеспечить идеальные условия для хранения 200-летних шедевров.

Подготовлено по материалам LiveScience.

Каждый день слушайте итоговый подкаст Свободного Радио «Компьюлента»!
Ваше имя* Город Страна Регистрация        Авторизация
Прокомментировать

Ирина
Украина
28 марта 2011 года, 20:04
Дмитрий, дело в том, что в оригинале тоже сначала была неточность... об этом свидетельствует комментарий внизу статьи... :)
Игорь Исупов
18 февраля 2011 года, 19:40
Простите.
Бывает...
Дмитрий
Минск, Беларусь
18 февраля 2011 года, 17:56
Сверился с оригинальной статьей. И хром у них (VI), и восстанавливается (is reduced) до (III).
Внимательней надо...
Дмитрий
Минск, Беларусь
18 февраля 2011 года, 17:52
Взорвали мозг. Хром желтый - суть хромат свинца PbCrO4, хром в нем шестивалентен. И терять электроны дальше ему уже некуда: высшая степень окисления хрома +6. Я уж молчу о том, что превращаться из хрома (IV) в хром (III) - это не терять электроны, а напротив, восстанавливаться.

Последние новости по теме "Изобразительное искусство":

Ключевым событием ежегодной конференции разработчиков Apple стала презентация сервиса iCloud.
Нужна ли России национальная облачная ИТ-стратегия? С этим вопросом iBusiness обратился к экспертам.
HP объявили о запуске облачной системы хранения файлов, сделанной для Сэра Пола Маккартни.
Архив материалов
  «   Июнь 2011   »  
ПнВтСрЧтПтСбВс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30