Культура

Культура / Музыка / Классическая музыка /

Учёные разобрались в перипетиях музыкальной погоды

27 сентября 2011 года, 19:21 | Текст: Дмитрий Целиков | Послушать эту новость

Исследователи из университетов Оксфорда и Рединга (Великобритания) каталогизировали и проанализировали упоминания о погоде в классической музыке с XVII века и до наших дней.

Просто им хотелось понять, как климат влияет на человеческие думы.

Рихард Вагнер не мог работать в плохую погоду.
Рихард Вагнер не мог работать в плохую погоду.

Физик Карен Эплин из Оксфордского университета не видит в своём изыскании ничего странного. Пытаются ведь определить, какие небесные явления вдохновляли художников — того же Эдварда Мунка с его «Криком». «Барабанная дробь, намекающая на далёкую бурю, производит столь же сильное впечатление, как небо Констебля или Моне», — говорит энтузиаст. (Кстати, г-жа Эплин и Пол Уильямс, метеоролог из Рединга, проводили исследование в свободное от работы время.)

Выяснилось, что выбор типа погоды зависел от того, где жил композитор. Как и подобает национальным стереотипам, британские композиторы непропорционально много внимания уделяли непостоянству погоды и штормам на побережье. Да и вообще по части музыкального изображения климата они были впереди Европы всей. За ними шли французы и немцы.

Самый популярный тип погоды — буря. Вероятно, из-за того, что это удобная аллегория эмоциональной, так сказать, турбулентности.

Ветер — второй по востребованности. Он чрезвычайно разнообразен по своей выразительной силе — от лёгкого ветерка в начале третьей части «Фантастической симфонии» Берлиоза до полномасштабного шторма в Антарктиде у Воан-Уильямса.

Исследователи разобрались также с эволюцией инструментов и вспомогательных средств, применявшихся для создания звуков погоды: здесь и ластра, имитировавшая удар грома, и вентиляторы, изображавшие ветер.

Наконец, проанализировано влияние окружающей среды на композиторов. Например, Штраус вдохновлялся солнцем и альпийским пейзажем. Берлиоз, Шуберт и Вагнер тоже зависели от хорошей погоды. Вагнер порою жаловался на то, что ненастье делает его безработным: «Стоит ужасная погода, — писал он. — Мне пришлось отложить работу на два дня. Мозг упорно отказывается мне служить».

Буря из оперы Бенджамина Бриттена «Питер Граймз» (1945):

Результаты исследования опубликованы в журнале Weather.

Подготовлено по материалам Оксфордского университета.

Каждый день слушайте итоговый подкаст Свободного Радио «Компьюлента»!

Последние новости по теме "Классическая музыка":