Культура

Культура / Музыка / История музыки /

Музыка рождалась из подручного материала

19 октября 2012 года, 17:43 | Текст: Дмитрий Целиков | Послушать эту новость

Музыкальные инструменты были изобретены случайно, считает Невилл Флетчер, бывший сотрудник Австралийского национального университета, сделавший своим хобби на пенсии изучение физики инструментов.

По его словам, всё зависело от материала, с которым работал человек, стремясь к совершенно другим целям. Важную роль сыграл и шум битвы.

Роспись на вазе древнегреческого художника Финтия.
Роспись на вазе древнегреческого художника Финтия.


Ранняя история музыкальных инструментов покрыта непроницаемым мраком, ибо они изготавливались из бренного материала (например, кожи животных) и разложились много лет назад. Чаще остальных сохраняются флейты, которые делали из костей. Наиболее примитивным образцам — приблизительно 67 тыс. лет. Интересно, что один из артефактов, интерпретируемый некоторыми как дудочка, относится к неандертальцам (ему 40−60 тыс. лет). Флейты, насчёт которых нет сомнений, появляются в Китае 7−9 тыс. лет назад.

Самые древние лиры и арфы обнаружены на раскопках шумерского города Ур. Они были изготовлены в 2600−2500 годах до н. э.

Г-н Флетчер полагает, что всё начиналось с использования инструментов, созданных природой. Например, свой национальный духовой инструмент диджериду австралийцы изобрели в тот момент, когда около 10 тыс. лет тому назад кому-то пришло в голову подуть в небольшой эвкалипт, внутреннюю часть которого выели термиты. Кроме того, австралийцы выработали технику игры путём соударения палочек. Представители других культур обратили также внимание на то, что можно извлечь неплохой звук, ударив тяжёлой веткой по полому бревну. Очевидно, что палочки разной длины звучат по-разному, да и брёвна не все одинаковые. Отсюда прямая дорога к ксилофону.

С началом бронзового века в распоряжении людей появились металлы, которые использовались (ради прочности) в виде сплавов: пьютер (олово и свинец), латунь (медь и цинк), бронза (медь и олово). Прежде всего из них изготавливали оружие и доспехи. Битвы стали громче, и кто-то заметил, что, скажем, бронзовый шлем звучит по-разному, если ударить по нему бронзовым мечом, когда он пуст и когда защищает голову противника. Г-н Флетчер полагает, что так были изобретены колокола.

Крупные колокола льют из латуни, поскольку это плотный материал, дающий долгий звук. Звучание колокола зависит от его формы, и каждая культура выработала те формы, которые пришлись ей по вкусу.

Другие ударные инструменты (например, тонкостенные гонги и тарелки) требовали особых бронзовых сплавов, ибо медь можно погнуть, а обыкновенную бронзу — сломать при сильном ударе. Возможно, их предшественниками были щиты.

Инструменты из дерева (скрипка, альт, виолончель, контрабас, фортепиано, гитара), по-видимому, происходят от луков. Не напрасно ведь говорили, что тетива поёт. Первые струны (как и тетива) изготавливались из кишок животных; их сменили металл и полимеры.

Но струн самих по себе недостаточно, и тогда на помощь пришёл деревянный корпус. Дело в том, что дерево анизотропно, то есть усиливает колебания в одном направлении — вдоль волокон. Дополнительный эффект даёт смычок. Уникальное звучание скрипок итальянских мастеров XVIII века Антонио Страдивари и Джузеппе Гварнери неповторимо, потому что они пользовались древесиной, которую можно было найти в Европе только в малый ледниковый период.

Первым же духовым инструментом, полагает г-н Флетчер, была раковина. И это тот случай, когда важен не материал, а одна лишь форма.

Результаты исследования опубликованы в журнале Acoustics Australia, а также будут представлены на специальном мероприятии.

Подготовлено по материалам LiveScience.

Каждый день слушайте итоговый подкаст Свободного Радио «Компьюлента»!
blog comments powered by Disqus

Последние новости по теме "История музыки":