Культура

Культура / Музыка / Классическая музыка /

Деймон Албарн написал оперу о математике XVI века

05 июля 2011 года, 13:28 | Текст: Дмитрий Целиков | Послушать эту новость

Джон Ди, математик и оккультист XVI века, центральная фигура двора британской королевы Елизаветы I, стал источником вдохновения многих великих умов. Шекспир воскресил его под видом загадочного волшебника Просперо в «Буре», а Кристофер Марло вывел как жаждущего власти Доктора Фаустуса, продавшего душу дьяволу ради новых знаний.

Только что в этот почётный ряд встал английский рок-деятель Деймон Албарн, сочинивший оперу о Джоне Ди.

Джон Ди (1527–1608/1609).
Джон Ди (1527–1608/1609).

Премьера оперы «Доктор Ди» состоится на этой неделе на Манчестерском международном фестивале (Великобритания). Организатором мероприятия захотелось сотворить нечто о каком-нибудь загадочном персонаже английской истории. Они обратились к Алану Муру, автору известных графических новелл «V — значит вендетта», «Из ада» и др. Тот вспомнил о Джоне Ди и попросил Албарна (вокалист и автор песен групп Blur и Gorillaz) заняться музыкальной частью. Потом г-н Мур почему-то отказался от участия в проекте, но посеянные им семена не пропали.

Албарн и Руфус Норрис, постановщик оперы, признаются, что более богатого источника вдохновения, чем Джон Ди, они не припомнят. Прототип Просперо завоевал право появляться при монаршем дворе выдающимся интеллектом. Он популяризовал эвклидову геометрию в английских академических кругах и одним из первых выступил в поддержку модели Коперника. Джон Ди занимался также разработкой математических методов навигации по звёздам: говорят, именно это позволило английским морякам найти новые маршруты и тем самым основать Британскую империю. После появления сверхновой в созвездии Кассиопея в 1572 году он, как и некоторые другие великие умы той эпохи, пришёл к выводу, что Вселенная бесконечна.

В 1580-х годах Джон Ди разочаровался в ограниченности доступных ему знаний и обратился к оккультизму под руководством медиума Эдварда Келли, а тот — харизматичный и властный — просто издевался над учёным. Например, будучи в Богемии, он заявил, что ангел Уриил приказал ему «воспользоваться» женой Ди. После этого отношения с медиумом были разорваны, Ди вернулся домой и обнаружил, что его огромная библиотека разорена завистниками. Из-за заигрываний с мистикой его холодно приняли при дворе... Скончался Ди в нищете.

Норрис и Албарн подошли к истории этой жизни нестандартно. Албарн временами будет исполнять роль Ди, но в целом представит на сцене самого себя. «Я пою, но я не актёр: я не ношу гофрированного воротника и трико», — отмечает композитор.

В постановке будут использоваться не только традиционные елизаветинские инструменты, но и западноафриканские барабаны, за которыми встанет нигерийский музыкант Тони Аллен. «Звуки, проникшие в те времена из Африки в Европу, очень важны, — говорит Албарн. — В истории музыки этот момент часто упускается из виду».

«Ди был крупной фигурой елизаветинского периода, а сейчас мы приближаемся к окончанию правления ещё одной Елизаветы, при которой империя перестала существовать, — продолжает Албарн. — Мне кажется, между этими эпохами есть некая связь».

Подготовлено по материалам NewScientist.

Каждый день слушайте итоговый подкаст Свободного Радио «Компьюлента»!
Ваше имя* Город Страна Регистрация        Авторизация
Прокомментировать

Николай Третьяков
05 июля 2011 года, 22:01
Албарн молодец.

Последние новости по теме "Классическая музыка":